Виктор Григорьевич Барьяхтар
К 75-летию В.Г.Барьяхтара
(Комментарии к его воспоминаниям)
Дорогие друзья! Когда мне стукнуло 70 Виктор Григорьевич единственный прислал воспоминания обо мне или о нашей дружбе, озаглавив их «Дорогому Вите от Вити». Сегодня пришёл мой черёд. Мы дружим с В.Г. так долго, что многое я не помню, а потому буду придерживаться хронологии, заданной самим В.Г. в упомянутом воспоминании. «Когда в 1952 году я впервые познакомился с Витей, он ещё не был выдающимся физиком». Это почти цитата из упомянутого опуса (с заменой фамилий). «Познакомил нас, насколько я помню, Вадим Манжелий». (Это тоже цитата). Дело в том, что В.Г.Манжелий и В.Г.Барьяхтар были членами комсомольского бюро физико-математического факультета Харьковского университета. Бюро было дружное и состояло из порядочных людей (это уже моё собственное утверждение!). Думаю, что «душой коллектива» были именно оба В.Г. - Люди, убеждённые в коммунистических идеалах, чистые душой комсомольцы, в то же время не лишённые чувства юмора. Факультет в те годы был «реально уникальным» (слова В.Г.). А.И.Ахиезер и И.М.Лифшиц заведовали кафедрами теоретической ядерной физики и статистической физики и термодинамики, соответственно. Курсы математики читали А.Я.Повзнер, Б.Я.Левин, Г.И.Дринфельд, В.К.Балтага, Я.П.Бланк. Практические занятия вёл В.А.Марченко. Факультет имел ядерное отделение с двумя кафедрами: экспериментальноё ядерной физики и теоретической ядерной физики. Курсы экспериментальной физики читали К.Д.. Синельников и А.К.Вальтер. Студентов ядерного отделения именовали «спецами» и Виктор Барьяхтар был среди них. В 1951 году их отбирали из всех университетов Украины и России. Виктора Григорьевича «рекрутировали» из Ленинградского университета и, конечно же, в группу теоретиков, где концентрировались «самые честолюбивые и способные студенты» (опять таки слова самого В.Г.).
«На физмате, как показала жизнь, в те времена были очень сильные студенты. На ядерном отделении с разрывом в год занимались Д.В.Волков, К.Н.Степанов, В.Ф.Алексин, В.Т.Толок, В.Ф.Зеленский, И.И.Залюбовский, И.В.Гришаев, В.Г.Барьяхтар, С.В.Пелетминский, П.И.Фомин ». (А.Г.Ситенко и Н.А.Хижняк не упомянуты, по-видимому, они постарше.). На открытом отделении учились Э.Ф.Чайковский, И.В.Смушков, М.Я.Азбель, В.Л.Покровский, Ф.Г.Басс, А.Ф.Сиренко, Б.Я.Сухаревский, Э.А. Канер, В.М.Конторович, Е.М.Ганапольский, А.В.Воронель, В.В.Еременко, В.Г.Манжелий, В.Г.Песчанский. Сейчас эти фамилии известны всем, кто активно работает в физике. Многие всё время работали в Харькове. Других, особенно с открытого отделения, жизнь разбросала сначала по всему СССР, а потом ... ».
О том, что В.Г. убеждённый комсомолец и честный человек, убеждения которого не расходятся со словами, я убедился в марте 1953 года. После выступления В.Г. на траурном митинге, я увидел в его глазах искренние слёзы. Меня негодяя, полного сомнении, это очень удивило, но в то же время вызвало и уважение к искренности слов В.Г. С этих пор и началось наше сближение. Я жил в доме, в котором жили многие известные физики, и среди них А.И.Ахиезер, который особое внимание уделял Барьяхтару (в этом доме в последствие жила и семья В.Г.). Виктор часто бывал у А.И. в гостях, докладывал свои первые результаты. Мы довольно часто встречались, но пока беседы наши касались университетской жизни, до научных бесед я ещё не дорос: ведь В.Г. в 1951 году в ХГУ был принят на 4 ый курс. Потом я уехал на несколько лет в Киев, а когда вернулся, то В.Г. встретил меня как своего товарища. Он мне очень помог с прохождением докторской защиты, организовав выступления с докладом на семинарах А.И.Ахиезера и Б.Г.Лазарева в УФТИ.
Ко всему этому хочу добавить, что я с большим уважением отношусь к способности В.Г. щедро отдавать свои силы и время общественно значимым делам (например, проблеме ликвидации последствий Чернобыльской аварии) в ущерб своим личным научным интересам. И хотел бы закончить эти воспоминания словами Б.Ахмадулиной:
«... И я его корю: зачем ты лих?
Зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Всё это так .. Но всё ж он мой товарищ.
А я люблю товарищей моих ...
.... И что-то в нём, хвали или кори,
Есть от пророка, есть от скомороха,
И мир ему - горяч, как сковородка,
сжигающая руки до крови.
Всё остальное ждёт нас впереди.
Да будем мы к своим друзьям
пристрастны!
Терять их страшно,
Бог не приведи! »
Однако, в своих воспоминаниях В.Г. идёт дальше. Вспоминает начало 70-х годов, когда «нам выпала судьба пересечься очень плотно по науке». Речь идёт об открытии промежуточного состояния в антиферромагнетиках. Я всегда считал, что эксперименты, проведенные во ФТИНТ'е, были поставлены независимо от теории, до её появления и были самодостаточными. Но видение В.Г. иное, а сегодня он именинник и потому процитирую его: «Мы (т.е. В.Г.) с Валерием Александровичем Поповым, сотрудником ФТИНТ, занимались спин-ориентационным переходом в антиферромагнетиках. Нами было показано, что спектры спиновых волн имеют интересные особенности при спин-флоп переходе. Нам казалось (В.А.Попову, особенно), что экспериментальное исследование позволит ответить на вопрос, как происходит спин-флоп переход: двумя фазовыми переходами второго рода или одним фазовым переходом первого рода. Соответствующие эксперименты были поставлены в Донецке А.А.Галкиным и С.Н.Ковнер. В 1969 году ко мне обратился Андрей Боровик с просьбой разобраться в вопросе: какова доменная граница в антиферромагнетике вблизи спин-флоп перехода?. Разбирательство с этим вопросом привело нас (Барьяхтар, Боровик, Попов) к открытию возможности возникновения термодинамически устойчивой доменной структуры в антиферромагнетиках в окрестности фазовых переходов первого рода. Мы доложили эту работу везде, где это только было возможно, и опубликовали соответствующую теорию в «Письмах в ЖЭТФ». В.В.Еременко, К.Дудко и В.Фридман поставили эксперимент по наблюдению доменной структуры. В качестве критических показателей они взяли зависимость магнитной восприимчивости от формы многодоменного образца и скачки Баркхаузена. И то, и другое было наблюдено в эксперименте. Представление о доменной структуре антиферромагнетиков позволило нам (Барьяхтар, Попов) понять результаты эксперимента Галкина и Ковнер. В результате образовалась команда из девяти исследователей, открывших доменную структуру антиферромагнетиков. (Госпремия Украины, 1972 год).
От себя к этому разделу воспоминаний В.Г.Барьяхтара я хотел бы добавить слова Булата Шалвовича Окуджавы:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это всё любви счастливые моменты ...
... Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая ».
Ещё В.Г. вспоминает о нашей взаимной помощи во время выборов в академики в марте 1978 года. Руководствуясь рекомендациями Б.Ш.Окуджавы - «давайте жить, друг другу потакая», мы с ним старались помогать друг другу. В результате отзывы-поддержки были одинаковы и у В.Г., и у В.В. (С.В.Вонсовского, И.М.Лифшица, А.С.Боровика-Романова и т.д.), что и убедило голосующих избрать обоих.
Дорогой Виктор Григорьевич! Сердечно поздравляю тебя с Юбилеем! Желаю здоровья. Счастья.
Твой В.Еременко
Письмо второе (автор-В.В.Еременко)
К 75-летию В.Г.Барьяхтара, но можно и к 80-летию
(Комментарии к его воспоминаниям).
«В конце концов, важны не годы жизни,
а жизнь в эти годы »
(Авраам Линкольн)
Дорогие друзья! Когда мне стукнуло 70 Виктор Григорьевич единственный прислал воспоминания обо мне или о нашей дружбе, озаглавив их «Дорогому Вите от Вити». Сегодня пришёл мой черёд. Мы дружим с В.Г. так долго, что многое я не помню, а потому буду придерживаться хронологии, заданной самим В.Г. в упомянутом воспоминании. «Когда в 1952 году я впервые познакомился с Витей, он ещё не был выдающимся физиком». Это почти цитата из упомянутого опуса, но именно такие слова могу и я сказать о Викторе Григорьевиче!. «Познакомил нас, насколько я помню, Вадим Манжелий». (Это тоже цитата). Дело в том, что В.Г.Манжелий и В.Г.Барьяхтар были членами комсомольского бюро физико-математического факультета Харьковского университета. Бюро было дружное и состояло из порядочных людей (это уже моё собственное утверждение!). Думаю, что «душой коллектива» были именно оба В.Г. - Люди, убеждённые в коммунистических идеалах, чистые душой комсомольцы, в то же время не лишённые чувства юмора. Факультет в те годы был «реально уникальным» (слова В.Г.). А.И.Ахиезер и И.М.Лифшиц заведовали кафедрами теоретической ядерной физики и статистической физики и термодинамики, соответственно. Курсы математики читали А.Я.Повзнер, Б.Я.Левин, Г.И.Дринфельд, В.К.Балтага, Я.П.Бланк. Практические занятия вёл В.А.Марченко. Факультет имел ядерное отделение с двумя кафедрами: экспериментальноё ядерной физики и теоретической ядерной физики. Курсы экспериментальной физики читали К.Д.. Синельников и А.К.Вальтер. Студентов ядерного отделения именовали «спецами» и Виктор Барьяхтар был среди них. В 1951 году их отбирали из всех университетов Украины и России. Виктора Григорьевича «рекрутировали» из Ленинградского университета и, конечно же, в группу теоретиков, где концентрировались «самые честолюбивые и способные студенты» (опять таки слова самого В.Г.)
. «На физмате, как показала жизнь, в те времена были очень сильные студенты. На ядерном отделении с разрывом в год занимались Д.В.Волков, К.Н.Степанов, В.Ф.Алексин, В.Т.Толок, В.Ф.Зеленский, И.И.Залюбовский, И.В.Гришаев, В.Г.Барьяхтар, С.В.Пелетминский, П.И.Фомин ». (А.Г.Ситенко и Н.А.Хижняк не упомянуты, по-видимому, они постарше.). На открытом отделении учились Э.Ф.Чайковский, И.В.Смушков, М.Я.Азбель, В.Л.Покровский, Ф.Г.Басс, А.Ф.Сиренко, Б.Я.Сухаревский, Э.А. Канер, В.М.Конторович, Е.М.Ганапольский, А.В.Воронель, В.В.Еременко, В.Г.Манжелий, В.Г.Песчанский. Сейчас эти фамилии известны всем, кто активно работает в физике. Многие всё время работали в Харькове. Других, особенно с открытого отделения, жизнь разбросала сначала по всему СССР, а потом ... ».
О том, что В.Г. убеждённый комсомолец и честный человек, убеждения которого не расходятся со словами, я убедился в марте 1953 года. После выступления В.Г. на траурном митинге, я увидел в его глазах искренние слёзы. Меня негодяя, полного сомнений, это очень удивило, но в то же время вызвало и уважение к искренности слов В.Г. С этих пор и началось наше сближение. Я жил в доме, в котором жили многие известные физики, и среди них А.И.Ахиезер, который особое внимание уделял Барьяхтару (в этом доме впоследствие жила и семья В.Г.). Виктор часто бывал у А.И. в гостях, докладывал свои первые результаты. Мы довольно часто встречались, но пока беседы наши касались университетской жизни, до научных бесед я ещё не дорос: ведь В.Г. в 1951 году в ХГУ был принят на 4 ый курс. Потом я уехал на несколько лет в Киев, а когда вернулся, то В.Г. встретил меня как своего товарища. Он мне очень помог с прохождением докторской защиты, организовав выступления с докладом на семинарах А.И.Ахиезера и Б.Г.Лазарева в УФТИ.
Ко всему этому хочу добавить, что я с большим уважением отношусь к способности В.Г. щедро отдавать свои силы и время общественно значимым делам (например, проблеме ликвидации последствий Чернобыльской аварии) в ущерб своим личным научным интересам. И хотел бы закончить эти воспоминания словами Б.Ахмадулиной:
«... И я его корю: зачем ты лих?
Зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Всё это так .. Но всё ж он мой товарищ.
А я люблю товарищей моих ...
.... И что-то в нём, хвали или кори,
Есть от пророка, есть от скомороха,
И мир ему - горяч, как сковородка,
сжигающая руки до крови.
Всё остальное ждёт нас впереди.
Да будем мы к своим друзьям
пристрастны!
Терять их страшно,
Бог не приведи! »
Однако, в своих воспоминаниях В.Г. идёт дальше. Вспоминает начало 70-х годов, когда «нам выпала судьба пересечься очень плотно по науке». Речь идёт об открытии промежуточного состояния в антиферромагнетиках. Я всегда считал, что эксперименты, проведенные во ФТИНТ'е, были поставлены независимо от теории, до её появления и были самодостаточными. Но видение В.Г. иное, а сегодня он именинник и потому процитирую его: «Мы (т.е. В.Г.) с Валерием Александровичем Поповым, сотрудником ФТИНТ, занимались спин-ориентационным переходом в антиферромагнетиках. Нами было показано, что спектры спиновых волн имеют интересные особенности при спин-флоп переходе. Нам казалось (В.А.Попову, особенно), что экспериментальное исследование позволит ответить на вопрос, как происходит спин-флоп переход: двумя фазовыми переходами второго рода или одним фазовым переходом первого рода. Соответствующие эксперименты были поставлены в Донецке А.А.Галкиным и С.Н.Ковнер. В 1969 году ко мне обратился Андрей Боровик с просьбой разобраться в вопросе: какова доменная граница в антиферромагнетике вблизи спин-флоп перехода?. Разбирательство с этим вопросом привело нас (Барьяхтар, Боровик, Попов) к открытию возможности возникновения термодинамически устойчивой доменной структуры в антиферромагнетиках в окрестности фазовых переходов первого рода. Мы доложили эту работу везде, где это только было возможно, и опубликовали соответствующую теорию в «Письмах в ЖЭТФ». В.В.Еременко, К.Дудко и В.Фридман поставили эксперимент по наблюдению доменной структуры. В качестве критических показателей они взяли зависимость магнитной восприимчивости от формы многодоменного образца и скачки Баркхаузена. И то, и другое было наблюдено в эксперименте. Представление о доменной структуре антиферромагнетиков позволило нам (Барьяхтар, Попов) понять результаты эксперимента Галкина и Ковнер. В результате образовалась команда из девяти исследователей, открывших доменную структуру антиферромагнетиков. (Госпремия Украины, 1972 год).
От себя к этому разделу воспоминаний В.Г.Барьяхтара я хотел бы добавить слова Булата Шалвовича Окуджавы:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это всё любви счастливые моменты ...
... Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая ».
Ещё В.Г. вспоминает о нашей взаимной помощи во время выборов в академики в марте 1978 года. Руководствуясь рекомендациями Б.Ш.Окуджавы - «давайте жить, друг другу потакая», мы с ним старались помогать друг другу. В результате отзывы-поддержки были одинаковы и у В.Г., и у В.В. (С.В.Вонсовского, И.М.Лифшица, А.С.Боровика-Романова и т.д.), что и убедило голосующих избрать обоих.
Дорогой Виктор Григорьевич! Сердечно поздравляю тебя с Юбилеем! Желаю здоровья. Счастья.
Твой В.Еременко
Виктор Григорьевич Барьяхтар
(К 75-летию со дня рождения)
9 августа 2005 г. видному физику-теоретику, академику Национальной академии наук Украины Виктору Григорьевичу Барьяхтару исполняется 75 лет. Более сорока лет он отдал плодотворной работе в различных направлениях теоретической физики, огромной научно-организационной деятельности в системе НАН Украины, государственных и международных комитетах и научных советах, редколлегиях журналов и преподаванию в университетах Харькова, Донецка и Киева. Он директор основанного им Института магнетизма НАН Украины. Основополагающие научные результаты получены В.Г. Барьяхтаром в области теории магнетизма и фазовых превращений. Им, в частности, построена теория магнитоакустического резонанса, теория промежуточного состояния вблизи фазового перехода первого рода по магнитному полю, феноменологическое описание релаксационных процессов в магнетиках, теория сверхпроводящего перехода при давлениях, изменяющих топологию поверхностей Ферми.
Научная деятельность В.Г. Барьяхтара нашла отражение в многочисленных статьях, докладах и монографиях. Активно и успешно работает созданная им школа физиков-теоретиков.
Заслуги В.Г. Барьяхтара отмечены присуждением ему звания заслуженного деятеля науки Украины, нескольких Государственных и академических премий, орденов и медалей.
Виктор Григорьевич обладает большой магнетичностью благодаря богатству научных идей и высоким человеческим качествам.
Сердечно поздравляем Виктора Григорьевича с юбилеем, желаем ему на многие годы сохранить крепкое здоровье, творческую активность и обаяние.
Виктору Григорьевичу - 75!
Редколлегия ФНТ
Комментарии
Отправить комментарий