Юбилейная переписка с Виктором Григорьевичем Барьяхтаром

(С комментариями)


«Будь здоров, школяр.»
(Б.Окуджава)


Вступление
Мне сообщили, что готовится книга о В.Г.Барьяхтаре, поздно, за две недели до ее окончательной компоновки. А вспоминаю и, тем более, пишу я медленно. Огорченно просматривая наши письма друг другу, я вдруг подумал, а не подойдет ли наша с В.Г. юбилейная переписка, начатая по инициативе Виктора Григорьевича еще в 2002-ом году, когда мне исполнилось 70 лет? Эти письма, а тем более, комментарии к ним, не предназначались для публикации, может быть, они излишне откровенны.
Великий шахматист Виктор Корчной, для которого смысл жизни - борьба, соревнования, писал: «Приятельские отношения - это далеко не дружеские». Мы с Виктором Григорьевичем не избежали соревнования, но судите сами, прочтя нашу переписку, друзья мы с ним или только приятели. «А что скажет история? История, как всегда, соврет »- утверждал Бернард Шоу.

Письмо первое (автор - В.Г.Барьяхтар)
Дорогому Вите от Вити. Когда в 1952 году я впервые познакомился с Витей Еременко, он еще не был выдающимся физиком. В этом месте я немного задумался. Хотел написать выдающимся физиком-экспериментатором, НО Дело в Том, ЧТО В.В.Еременко Очень Хорошо Знает И вла деет теоретической физикой. По этой В причине я И Написал «выдающийся физик» без деления На экс периментаторов И теоретиков. Несомненно, ЧТО ОН впитал в Себя Дух предвоенного УФТИ, хотя И БЫЛ в ТО ВРЕМЯ ребенком. Несомненно, ЧТО Общение СО СВОИМ отцом Валентином Никифоровичем Еремен КО, СО СВОИМ отчимом Евгением Станиславовичем Боровиком И ЕЩЕ более плотное Общение с Андреем Станиславовичем Боровиком-Романовым, Антониной Федоровной Прихотько, Ильей Ахиезером, со своим братом Андреем Боровиком и многими другими харьковчанами и киевлянами сказалось на творческой личности академика В.В.Еременко, НО ОБ ЭТОМ несколько позже.
Познакомил нас, насколько я помню, Вадим Манжелий. Дело в том, ЧТО с Вадимом Манжелисм МЫ были Вместе в комсомольском бюро Физико-МА тематического факультета Харьковского универси тета. Хочу сказать, что бюро у нас было дружное, мы много и хорошо шутили во время «заседаний». Тон задавал Вадим Манжелий. Кроме В.Манжелня в Состав бюро входила Рита Яровая. Рита Была дос таточно серьезная И принципиальная девушка И, как я теперь понимаю, достаточно добрая и по-На стоящему Интеллигентная. БЫЛ в нашем бюро И Миша Лихт - очень, ну, Очень принципиальный Комсомолец. Команда Была СО второго по четвертый курс. Витя Еременко в «активных комсомольцах» никогда не ходил, но был очень хорошим студентом и дружил с В.Манжелием, а также Э.Канером и другими «классиками» физмата. 1)
Факультет у нас был в то время реально уникальным. Перечислю Наших профессоров И преподава телей: А.И.Ахиезер, И.М.Лифшиц-заведовали кафедрами теоретической ядерной физики И стати стической физики И термодинамики соответственно. Курсы математики читали А.Я.Повзнер, Б.Я.Ле Вин, Г. И.Дринфельд, В.К.Балтага. В.А.Марчен КО Вел практические занятия. Курсы эксперимен тальной физики также Вели Замечательные ученые. Всех я не помню, ТАК КАК Пришел сразу На четвер тый курс, НО помню Лекции Я.Е.Гегузина И Б.Я. Пинеса. Факультет имел отделение ядерной физики с двумя кафедрами: экспериментальной ядерной физики И теоретической ядерной физики. Курсы экспериментальной физики читали К.Д.Синельни Ков И А.К.Вальтер. Студентов ядерного отделения именовали «спецами». Я был среди них. В 1951 году нас «набрали» из Всех университетов Украины И россии. С теоретиками-«спецами» Работали А.И.А хиезер, Я.Б.Файнберг и Л.Н.Розенцвейг. Ко нечно, самые честолюбивые и, смею сказать, СПО собные студенты сконцентрировались На кафедрах теоретической физики. Витя Еременко в «теорети ки »не пошел. 2)
На физмате, как показала жизнь, в Те Времена были Очень сильные студенты. На ядерном отделе НИИ с разрывом в ГОД занимались Д.В Волков, К.Н.Степанов, В.Ф.Алексин, В.Т.Толок, В.Ф. Зеленский, И.В.Гришаев, В.Г.Барьяхтар, С.В. Пелетминский, П.И.Фомин, С.П.Духин (Духина На пятом курсе перевели На Открытое Отделение). На открытом отделении учились Э.Ф.Чайковский, М.Я.Азбель, В.Л.Покровский, Ф.Г.Басс, А.Ф. Сиренко, Б.Я.Сухаревский, В.В.Еременко, В.Г. Манжелий, Э.А.Канер, В.М.Конторович, А.В. Воронель И Н. А.Рогинкина. СЕЙЧАС эти фамилии известны всем, кто активно работает в физике. Многие все время работали в Харькове. Других, особен НО с открытого отделения, жизнь разбросала снача ла по Всему бывшему ссср, а потом ...
Так вот, то, ЧТО Витя Еременко Очень нетриви альная личность, я в первый раз узнал вот каким образом. 5 марта 1953 года, как известно, Умер И.В. Сталин. По этому поводу во дворе физико-математического факультета было собрано траурное собрание. Мне, как комсомольцу-активисту, предложили выступить. Я, конечно, выступил. Иду куда-ТО по сле Выступления, никого не трогаю. Тут КО мне Под ходит Витя Еременко И Тихо ТАК Говорит: «Витя, чего ты так печалишься? Радоваться надо ». Прямо скажу, у меня все внутри похолодело. «Что ты, Витя, говоришь? Вождь умер, а ты - такое », от вечаю я ему. На что ВВ мне и говорит: «А ты, Витя, в своем выступлении, между прочим, Имя Сталина И НЕ упомянул. Как же это так? ». 3) ПОСЛЕ этого у меня от Сердца отлегло. Я понял, что Еременко - ЭТО го лова. То, что он лучше меня понимал жизнь тогда, я понял через Много лет. А впрочем, КАК в известном анекдоте О чукче, наверно, И СЕЙЧАС понимает жизнь Лучше меня.
Потом Виктор Валентинович на несколько лет уехал из Харькова в Киев. Тогда мне казалось, ЧТО ЭТО ОН Сделал напрасно. Ведь в те времена, с Точки Зрения физика, Киев казался дырой. НО в Киеве РА ботала Антонина Федоровна Прихотько. К тому же, в Киеве работали А.С.Давыдов, С.И.Пекар, Э.И.Рашба, В.Л.Броуде, М.Т.Шпак, М.С.Бро дии, М.С.Соскин, М.К.Шейнкман. Вся эта КО манда определяла уровень физической оптики НЕ Только На Украине, но и в Союзе. Витя, конечно, прошел в Киеве отличную школу. Вернулся Витя в Харьков ВО ФТИНТ. Снова непонятно, ПОЧЕМУ НЕ в ХФТИ.
Следующее событие, которое меня очень удивило, в хорошем смысле, Была публикация Виктором Валентиновичем монографии «Введение в оптиче скую спектроскопию магнетиков ». Эта монография Была опубликована в Киеве в издательстве «Науко ВА думка »в 1975 году. В ЭТОМ или следующем ГОДУ Виктор Валентинович подарил мне ЭТУ книгу. Кни га примерно 500 страниц - произвела На меня Очень сильное Впечатление. В Ней параллельно из лагались На Очень высоком уровне Теория И резуль таты экспериментальных исследований. Особенно сильное Впечатление На меня произвело системати ческое применение ТЕОРИИ Групп ДЛЯ анализа спек тров магнетиков. Сразу отмечу, ЧТО перу Виктора Валентиновича принадлежит большое количество обзоров И монографий. Все ЭТО первоклассная Научная Продукция.
В 1970 году нам выпала судьба пересечься очень плотно но науке. Мы с Валерием Александровичем Поповым, сотрудником ФТИНТ, занимались спин-ориентационным переходом в антнферромагнетиках. Нами было показано, ЧТО спектры спиновых волн имеют Интересные особенности ПРИ спин-флоп переходе. Нам казалось (В.А.Попову, особенно), ЧТО экспериментальное исследование позволит ответить На Вопрос, как происходит спин-флоп переход: двумя фазовыми переходами второго рода или одним фазовым переходом первого рода. Соответствующие Эксперименты были поставлены в Донецке А.А.Галкиным И С.Н.Ковнер. В 1969 году ко мне обратился Андрей Боровик с просьбой разобраться в вопросе: какова доменная граница в антиферромагнетике вблизи спин-флоп перехода. Разбирательство с этим вопросом привело нас (Барьяхтар, Боровик, Попов) к открытию возможности возникновения термодинамически устойчивой доменной структуры в антиферромагнетиках в окрестности фазовых переходов первого рода. Мы доложили эту работу везде, где это только было возможно, и опубликовали соответствующую теорию в «Письмах в ЖЭТФ». Виктор Валентинович, Константин Дудко И Виталий Фридман поставили Эксперимент по наблюдению доменной структуры. В качестве критических показателей ОНИ взяли зависимость магнитной восприимчивости ОТ Формы многодоменного образца И скачки Баркхаузена. И то, и другое было наблюдено в эксперименте. Представления О доменной структуре антиферромагнетиков позволило Нам (Барьяхтар, Попов) понять результаты Эксперимента Галкина И Ковнер. В результате образовалась команда из девяти исследователей, открывших доменную структуру антнферромагнетиков (Госпремия Украины, 1972 год). Кроме уже упомянутых, в наш коллектив вошел и Е.П.Стефановский, много сделавший для понимания высокочастотных свойств.
Мне И СЕЙЧАС приятно вспоминать Обсуждение этой В Проблемы с Виктором Валентиновичем. Его суждения всегда были глубокими и четкими, хотя И подавались Всегда с шутками И прибаутками. ПРИ ятно БЫЛО Слушать ЕГО Самого И ТО, с каким Ува жением ОН Относится к. СВОИМ сотрудникам, соавторам работы. Особенно тепло он отзывался о Константине Дудко. Еще одно качество ВВ. Зашла у О нас КАК-то речь о К.Л.Дудко. Я, с присущей мне категоричностью, начал «воспитывать» Витю Ере менко: «ПОЧЕМУ ты НЕ заставишь Дудко защитить докторскую диссертацию по результатам исследова ний промежуточного состояния антиферромагнети ? ков ». Еременко послушал меня, послушал, а потом и говорит: «Чего ты ко мне пристал? Я об этой возможности говорил Косте. Он этого не делает. Зна чит, организм не хочет или не может. Организм луч ше Знает, что ему надо ». ПОСЛЕ Того КАК случилась беда с одним Моим аспирантом из-за моего нажима На него ВО ВРЕМЯ сдачи кандидатских экзаменов (теорминимума Ландау), я понял, ЧТО Прав БЫЛ Еременко. Надо быть терпимее.
Еще два пересечения. 1978 год. Предстоят выбо ры в Академию. Естественно, МЫ оба Хотим Быть избранными. Мы оба -. «Физика твердого тела» Шансы в «борьбе» у нас были примерно равные. Это мы оба довольно быстро поняли и договорились действовать сообща. Добро, в Те Времена давали До полнительные вакансии, если оба кандидата наби рали необходимое количество Голосов. Операцию МЫ провели успешно, и оба были избраны.
Правда, ВВ набрал на один голос больше, И До полнительную вакансию выдали На меня. ПОСЛЕ ВЫ боров Академик И.К.Походня, который в ТО ВРЕМЯ БЫЛ Главным ученым секретарем Академии, ТАК комментировал мне Прошедшие выборы: «Я, Виктор Григорьевич, больше болел за Еременко. НО я рад, ЧТО ВЫ Договорились И Работали На выборах Друг за друга ». Много позже наш «сговор» повто рили Соскин И Шейнкман.
1990 год. Умирает академик Б.И.Веркин. КАк Академик-секретарь ОФА я веду переговоры с ВВ по поводу директорского поста. ВВ отказывается и предлагает кандидатуру А.И.Звягина. Я Все Принимаю за чистую монету И переключаюсь На Звяги На. По-видимому, тогда я НЕ учел украинских тра диций На любое ПРЕДЛОЖЕНИЕ занять Высокий Пост надо Два раза отказываться, а На Третий Раз СО глашаться. Впрочем, может быть, я Все ЭТО И СЕЙЧАС НЕ ТАК, как надо, понимаю. КАк ОНО БЫЛО в действи тельности, я и сейчас не знаю. 4)
Виктор Валентинович - личность яркая, талант . ливая, интересная и загадочная 5) Мне приятно, ЧТО МЫ достаточно близки вот Уже 50 лет.
Дорогой Витя! Дорогой Виктор Валентинович! Сердечно поздравляю тебя с Юбилеем. Желаю здоровья. Счастья.
Твой В.Барьяхтар
Комментарии (от В.В.Еременко):
1) Список «классиков» физ.-мат 'а, с которыми я дружил, необходимо дополнить теоретиками - В.Болдышевым и В.Песчанским и математиками - К.Масловым и Ф.Рофе-Бекетовым.
2) Я хотел «пойти в теоретики», но под влиянием моды или по глупости обязательно «на ядро». Однако из-за анкетных недочетов (мать - еврейка, а сам претендент - «оставанец» на оккупированной немцами территории) меня «не допустили».
3) Этот эпизод мне запомнился иначе. Действительно, в марте я встретил в коридоре физ.-мат 'а только-что отстоявшего в почетном карауле у бюста вождя В.Барьяхтара со слезами на глазах. Ну, я и поинтересовался: «? Что у тебя случилось», имея в виду что-то личное, в семье. В.Г. только махнул рукой ... И только тут до меня дошло, чем опечален В.Г. «Радоваться надо.»-Я, конечно, не говорил. В дополнение к этому эпизоду скажу, что мой университетский друг Валя Болдышев слёз не ронял, но смерть вождя принял к сердцу близко. Не слушая моих уговоров («ведь будет нечто подобное Ходынке»), он с огромным трудом добрался таки до Москвы в эти дни. А вот моя будущая жена - Людмила Теверовская - обратилась ко мне за советом. Она была единственной не комсомолкой на курсе (а может быть и на факультете). Естественно, ей предлагали в эти мартовские дни вступить в ЛКСМ и даже выдали анкету (или образец заявления?). Она ко мне: «? Как быть» «Послушай,-говорю - Люся, ведь нас двоих комсомол не выдержит ...» На этом все и закончилось.
4) Ни о каком моём директорствовании в то время не могло быть и речи. Прав был Б.И.Веркин, который мне говорил: «Вас, Виктор, никакой обком не пропустит. Толя (Звягин) -. Наилучший вариант »И я так считал, тем более, что Толя Звягин - мой бывший аспирант.
5) Спасибо, Витя! Мне приятно, что ты так думаешь. Я понимаю, первые три эпитета - дань событию (юбилею). Что означает «загадочная»? Может быть я раскроюсь, если процитирую Набокова: «Я горжусь, что уже в туманной, но независимой юности, разглядел признаки того, что с такой странной очевидностью выяснилось ныне, когда постепенно образовался некий семейный круг, связывающий представителей всех наций: жовиальных строителей империи на своих просеках среди джунглей; немецких мистиков и палачей; матерых погромщиков из славян; жилистого американца-линчера; и, на продолжении того же семейного круга, тех одинаковых, мордастых, довольно бледных и пухлых автоматов с широкими квадратными плечами, которых советская власть производит ныне в таком изобилии после тридцати с лишним лет искусственного подбора ». (В.Набоков - «Другие берега»).
Дополнение: Дорогой Виктор Григорьевич!
По поводу твоего звонка. Нет, ты не был у меня оппонентом. Но именно ты организовал «обкатку» моей докторской диссертации на семинаре УФТИ: в теоротделе А.И. (Но с присутствием и сотрудников И.М.Лифшица -. Алика Слуцкина, Виталия Слёзова и др) и в криогенной лаборатории Б.Г.
Вслед за А.И. ты сказал, что приятно слушать экспериментатора, который понимает то, о чем говорит. Алик заявил, что экспериментатор, способный записать интеграл от плотности состояний, у него вызывает уважение.
Б.Г. отметил, что для меня работа в Киеве не прошла даром: он видит прямую связь моей диссертации с исследованиями И.В.Обреимова и А.Ф.Прихотько, хотя объекты совсем другие - антиферромагнетики, исследования которых были начаты именно в УФТИ. Ещё он отметил, что использование импульсного магнитного поля в магнитооптике (правда, не кристаллов и не при низких температурах) еще в 1936г. Было применено в работе П.Л.Капицы. За это я очень благодарен Б.Г., так как доклад в «Физпроблемах» я с этого и начал.
«Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Терять их страшно. Бог не приведи! »
(Б.Ахмадулина).

Спасибо, Витя. Будь здоров. Твой - В.Еременко

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О СЕБЕ И МОИХ УЧИТЕЛЯХ, КОЛЛЕГАХ, ДРУЗЬЯХ

Ерёменко Виктор Валентинович - КНИГИ

Эффект Шубникова — де Гааза - Лев Васильевич Шубников