Виталий Дмитриев


«Впитал я с детства все банальности,
но в жизни я не делал подлости
не от застенчивой моральности,
а по вульгарной личной гордости »
(И. Губерман)


Начинал Виталий очень удачно: в начале 60-х годов, когда во ФТИНТе ещё не было условий для успешной экспериментальной работы, он был командирован в Англию, где проработал более 6 месяцев. Именно в Англии он получил т результат сразу же принесший ему известность: он обнаружил повышение критической температуры сверхпроводника под влиянием СВЧ - облучения с частотой меньшей ширины щели в спектре сверхпроводника. На этот результат сразу же обратили внимание теоретики, прежде всех, Г.Элиашберг. Потом Виталий поработал ещё и в США. Затем он выезжал за рубеж для участия в международных конференциях. Этому способствовало хорошее знание английского языка и членство в КПСС, что было немаловажно в советское время.
Однажды, будучи заместителем директора ФТИНТа Б.И.Веркина, я подписал бумаги, необходимые для оформления загранпоездки Виталия, чем навлёк на себя недовольство Б.И. : В это время по какой-то причине он был Виталием недоволен. Виталий этого не забыл и, когда мне понадобилась рекомендация для поступления в КПСС (чего категорически требовал Б.И., чиновники Академии наук и харьковские партийные боссы; все они в один голос утверждали, что моя поездка на ИНТЕРМАГ-72 в Японию в беспартийном состоянии была первой и последней) Виталий, не колеблясь, такую ​​рекомендацию мне дал. В результате уже в 1975 году я смог поехать на международную конференцию в США. Более того при следующем моём выезде в США на магнитную конференцию в Калифорнии Виталий дал мне адрес и номер телефона Гарри Орбеляна, с которым у него установились добрые отношения. Гарри и его жена Вера (бывшая харьковчанка) и меня хорошо приняли. Я потом ещё пару раз встречался с ними в Сан-Франциско и в Москве. А однажды во время магнитной конференции 1986 года мы с Гарри отмечали 75-лерие С. В. Вонсовского. Сергею Васильевичу дали координаты Гарри в советском посольстве, очень рекомендуя встретиться с ним.
Дважды мы побывали с Виталием в загранкомандировках вместе: один раз на конференции по высокотемпературной сверхпроводимости в Японии (конференция проходила в Киото, но мы умудрились ещё провести несколько дней в Токио) летом 1991года, а осенью следующего года в Германии в большой компании фтинтовцев. Обе поездки были полезными и приятными ....
В советское время Виталий жил по принятым в те годы правилам. Был активным комсомольцем в студенческие годы, но не за счёт учёбы: радиофизический факультет университета окончил в 1959 году с отличием и был оставлен на работу в университете в качестве ассистента кафедры физики СВЧ. Он ещё до окончания университета начал вести исследовательскую работу (с 1958 года как инженер, а затем как младший научный сотрудник).
В декабре 1961 года Виталий Михайлович переходит на работу в Физико-Технический институт низких температур и с тех пор неразрывно связан с этим институтом. С 1968 года заведует отделом сверхпроводимости.
Виталий родился 11 ноября в рабочей семье. В годы немецкой оккупации Харькова семья находилась в городе, но при первом освобождении Харькова советскими войсками зимой 1943 года отец Виталия - Михаил Федорович - ушёл на фронт с советскими войсками. После окончания войны он работал шофёром городской станции скорой медицинской помощи. На становление Виталия, как учёного, оказал влияние его дядя (брат матери) - Стельмах. Он учился до войны в Харьковском университете на одном курсе с Б.И.Веркиным, а в годы создания ФТИНТа был уже директором одного из закрытых московских физических институтов.
В 1967 году Виталий защитил кандидатскую диссертацию, а в 1979 году - докторскую. В 1965 году вступил в КПСС, понимая, что в те годы без выполнения этого условия трудно было надеяться на участие в международных конференциях и на поездки за рубеж для научной работы в ведущих исследовательских центрах. Выполнив это условие, Виталий действительно смог по несколько месяцев работать и в Англии, и в США. Выезжал и для участия в работе международных конференций по физике низких температур.
Однако, будучи человеком общественно активным, Виталий не мог лишь формально относиться к своему членству в КПСС. Он избирался в 1967 и в 1972-1975 годах секретарём партийного комитета ФТИНТа, а в 1968-1971 годах был даже членом Дзержинского районного комитета компартии Украины. Одно время руководил философско-методологическим семинаром института. И эта активность сыграла с ним злую шутку. В характеристике, выданной Виталию в те годы значится: «в апреле 1973 года Дмитриеву объявлен выговор с занесением в учётную карточку бюро Дзержинского РК КПУ за слабый контроль за деятельностью администрации в вопросах подбора и воспитания кадров, неудовлетворительного выполнения решения бюро Горкома КПУ от 25.7.72г ». Конечно этот выговор был лишь отзвуком недовольства харьковского горкома КПУ директором института Борисом Иеремиевичем Веркиным, который ради поддержки и продвижения людей талантливых старался не обращать внимание на «недостатки» в их анкетах. Теперь-то Виталий этим выговором может только гордиться, а тогда ему пришлось постараться убедить партийное начальство, что «... сделаны правильные выводы. В институте усилен контроль в вопросах подбора, расстановки и воспитания кадров ». Хотел бы я посмотреть на человека, пытающегося контролировать Веркина в Институте. Но Институт оставили в покое и в этом несомненная заслуга В.М.Дмитриева.
... Виталий Михайлович, будучи руководителем отдела физики сверхпроводимости, одновременно был и заместителем директора нашего института и когда директором был Анатолий Илларионович Звягин (1989-1991гг) и когда им был я (1991-1997гг?). Мы с Виталием хорошо сотрудничали, я охотно пользовался его разумными советами и помощью. Сотрудничали мы не только на почве администрирования, но и в исследовании высокотемпературной сверхпроводимости. Обнаружили влияние фотоосвещения на критическую температуру одного из таких сверхпроводников и совместно опубликовали этот результат.
В 1995 году по инициативе института и Отделения физики и астрономии НАНУ Виталию было присуждено звание Заслуженного деятеля науки и техники Украины. Затем на соискание Государственной премии был выдвинут цикл работ по сверхпроводимости, выполненных во ФТИНТе. В этом цикле работы Дмитриева и его сотрудников, на мой взгляд, играли определяющую роль и были чрезвычайно интересными и важными. Однако конкуренция была столь высокой, что этот цикл фтинтовских работ был удостоен Государственной премии лишь с третьей попытки. Оправдались слова Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher): "Вы, возможно, придется бороться битва несколько раз, чтобы выиграть его".

Весной 2006 года В.М.Дмитриев участвовал в конкурсе для избрания в члены-корреспонденты Национальной Академии наук Украины и получил 36 положительных голосов, чего более чем достаточно для избрания, но победил всё же его конкурент ...
Будем надеяться, что, в конце концов, оправдаются слова М.Тэтчер и в этом случае, ведь Виталий продолжает активно работать в области физики сверхпроводимости - фундаментальной и прикладной.



Осень 1991года. Виталий - опытный администратор, ему есть что посоветовать начинающему директору.


Лето1991года., Г.Киото.Конференция по высокотемпературной сверхпроводимости. И у меня, и у Виталия стендовые доклады (66 и 67, ответственно) Слева на право:. Такахиро Ямомото, В.В.Еременко, Куниро Мураками, В.М.Дмитриев.



Лето 1991года. В гостинице в Киото.



Сентябрь 1992года В доме по улице Сумской № 71, кв.28.Слева направо: Л.А.и В.В.Еременко, Л.А.Пастур, В.М.Дмитриев, Томас Рид (Ливерморская национальная лаборатория, США), К.В. Маслов


Весна 1993 года. Слева на право: В.М.Дмитриев, К.В.Маслов, Роберт Кэвин (Ливерморская лаборатория, США), Л.А.Пастур, В.В.Еременко, Н.И.Глущук.






2006 год. Вот и Виталию 70!













Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О СЕБЕ И МОИХ УЧИТЕЛЯХ, КОЛЛЕГАХ, ДРУЗЬЯХ

Ерёменко Виктор Валентинович - КНИГИ

Эффект Шубникова — де Гааза - Лев Васильевич Шубников